Театр – это волшебный мир, дающий уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира ребенка. О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди.
Театр – лучшая школа жизни, наглядный источник информации о мире, дающий великолепный повод для работы мысли. Именно благодаря его познавательной и воспитательной функции особенно важно приобщение школьников к этому удивительному искусству. И чем раньше произойдет знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей. Что мы представляем себе, услышав слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены. Не правда ли, похоже на начало праздника?
А школьный театр – особый сказочный мир, в котором дружат первоклассники и выпускники. Здесь каждый ребенок - творец, властелин, а учитель – маг, волшебник, друг. Закружить в этом потоке удивительных превращений, невероятных приключений, неожиданных встречи с миром книги призваны мы, взрослые. Это магия!
Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. Заботу о развитии интереса к искусству, о противостоянии бездуховности взяли на себя школы и учреждения дополнительного образования. Именно здесь всегда включали театр в самые разнообразные формы внеурочной деятельности.
Есть два пути приобщения школьников к театральному искусству. Один самый простой – организовать посещение школьниками театра, где поставлен спектакль по мотивам какого-либо произведения из школьной программы по литературе. И дети охотно пойдут, ведь для многих из них это кажется удачной альтернативой непосредственному прочтению самого произведения. При удачной постановке это может и подвигнуть их к прочтению, к увлечению творчеством автора. И это здорово, если дети, благодаря театру начинают читать Достоевского и Чехова. Примеров этому немало.
Есть и другой путь приобщения школьников к театру: это создание театрального коллектива непосредственно в школе. Приглашать надо всех детей, не обращая внимания на то, есть ли у них ярко выраженные способности к лицедейству, или нет. Но с самого начала перед педагогом стоит сложнейшая задача убедить всех учащихся, пришедших записаться в театральную студию (театр и т.п.), что в этом коллективе они получат нужные для жизни навыки, раскрепостятся, будут выступать на сцене, приобщатся к величайшим достижения культуры, познавать через спектакли историю своей страны. Для реализации воспитательной цели при помощи театра решаются такие педагогические задачи, как обучение духовно-нравственным традициям, нормам поведения в коллективе. В процессе обучения у учащихся воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа. Совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.
В театральной работе с подростками адаптацию к сцене лучше начинать с литературно-драматических и литературно-музыкальных композиций. Использование этих композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Подготовка каждого сценического отрывка, как составляющая и органическая часть большой композиции, разогревает интерес к репетициям, повышает ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических и музыкальных композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися и художественным чтением, и пением, и танцем. То есть многими составляющими актерского мастерства.
Особое место в театральных занятиях с подростками занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Учащиеся читают басню по ролям, за каждого из действующих в ней персонажей и от автора. Работа над текстом басни позволяет выявить понимание интриги, как двигателя действия в театральном спектакле.
Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и так далее. Выступление перед аудиторией формирует уверенность в себе, легче проходит адаптация. Играя какую-то роль, ребенок получает удовольствие и ему хочется идти в школу. Опыт социальных навыков поведения, способствует развитию у школьников всех компонентов речи. В театре особое внимание уделяется на четкое произношение слов, эмоциональную, интонационную выразительность, на связность речи.
Занятия театральной деятельностью вместе с тем решают и другие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Занятия по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Театр имеет огромное значение и в воспитании ребенка. Детский театр – уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Ребенок может приготовить декорации, тем самым проявив себя как художник и дизайнер, продумать костюмы, написать сценарий, сыграть роль. Возможности у театра большие, даже если это всего лишь школьная сцена.
Игровые театральные приемы используют в своей работе психологи, чтобы помочь ребенку бороться с его страхами, комплексами, неуверенностью в себе. Ребенок начинает меняться сам, без указки взрослого, без его наставлений и упреков. Он учится общаться, так как в театре нужна коллективная работа, проявляются скрытые способности даже у тех детей, которые считали себя ни на что не способными. Они проникаются искусством, его многообразием, ведь театр – это синтез музыки, слова, живописи, хореографии, дизайна. А как известно, искусство способно лечить душу.
Через участие в театральных постановках, посвященных знаменательным датам в жизни русских и зарубежных авторов, воспитывается любовь к чтению. В основу сценариев ложатся литературные произведения разных веков. Здесь начинается переплетение познания роли великой русской литературы в контексте мировой классики. Инсценировки произведений «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Щелкунчик» Гофмана, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Марья-искусница» Е.Шварца и А.Роу, «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского и «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова вызывают необходимость у учащихся прочитать программные произведения, расширить знания о творчестве писателей. Воспитание любви к литературе, основанное на шедеврах русской литературы и воплощенное в театральных постановках на сцене, не может не оставить глубокого следа в душах детей. Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы посредством участия в театральном действе учащиеся научились по-настоящему ценить и беречь книгу.
Обращение к произведениям о Великой Отечественной Войне, о блокаде Ленинграда – занимает важное место в нравственном воспитании школьников. В связи с ограниченностью числа оригинальных пьес для школьного театра на эту тему мне, как педагогу и руководителю театральной студии «Лицедеи», приходится создавать собственные инсценировки по литературным произведениям. Как известно, детская аудитория самая трудная для работы. Внимание юных зрителей может быть сконцентрировано только на том, что их заинтересовало, и на небольшой временной интервал. Поэтому инсценировки рассчитаны на 45- 50 минут. Педагог во время выступления наблюдает не только за тем, как идет спектакль, но и за зрительным залом. И если лица ребят становятся серьезными, напряженными, у них появляются на глазах слезы, значит постановка задела их «за живое», заставила задуматься о жизни и о том, почему люди шли на подвиг во имя своей Родины. Понятия справедливости, веры в лучшее, патриотизма становятся для них осязаемыми и надолго остаются в памяти.
Учащиеся студии выступали с этими и другими спектаклями не только перед школьной аудиторией, но и перед ветеранами Великой Отечественной войны, которые принимали эти выступления близко к сердцу, переживали вместе с героями и были благодарны юным артистам.
Неизгладимое впечатление произвёл на обучающихся школы спектакль «Дети войны». Юные зрители с замиранием сердца следили за игрой студийцев, переживали вместе с ними. Тишина в зале была оглушительной, в глазах взрослых и школьниках стояли слёзы. Неслучайно данный спектакль получил 5 престижных наград: регионального и российского уровней.
Студийцы являются членами Российского клуба любителей книги, участвовали в работе Всероссийского фестиваля «Сказочный мир» в рамках проекта «Вольное дело». Театральная студия школы принимала у себя актеров московского камерного театра «Аль Арт». Студийцы делились своим опытом с актерами-профессионалами.
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
Формирование нравственных качеств, становление духовной личности не поддаются сиюминутной оценке, поскольку это длительный по времени и интегральный по сущности процесс. Пройдут годы до того времени, когда можно будет увидеть результат и понять, какими стали бывшие учащиеся театральной студии и какова в этом роль педагога.